Меню сайта

 

Семейные ценности.

Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется личность ребенка.

Быть вместе, быть опорой, быть источником — это трудная родительская работа. Но кто сказал, что это легко — быть родителями?

Семья и семейные ценности, нравственные ценности, культурные ценности семейной жизни, как прививать их ребенку в современной жизни? Этот вопрос заставляет задуматься.

По словам известного психолога Э. Эриксона в первый год жизни ребенка  формируется доверие или недоверие к миру. Доверие означает, прежде всего, отсутствие страха, уверенность в собственных силах, позитивное восприятие окружающего. Именно из этих чувств формируются толерантность, эмпатия, самостоятельность, активность и другие положительные личностные качества, которые необходимы в современном обществе. Рождается это доверие только при эмоциональном общении матери с ребенком.

Хочется привести пример, который подтверждает, что основой семейного воспитания, особенно на ранних этапах развития ребенка, являются гармоничные отношения в системе «мать – дитя», нарушение которой может привести к возникновению детских неврозов и нарушению поведения.

Очень важные исследования о роли ранних контактов с матерью были проведены на обезьянах. После первых месяцев жизни обезьянок отделяли от матерей и подробно изучали динамику их поведения. Первой реакцией был острый страх, и короткий, но бурный протест: обезьянка кричала и не допускала к себе людей, ее поведение носило характер хаотической паники. Сразу вслед за этим развивалась типичная пассивно – оборонительная реакция по типу депрессии малышки отказывались от еды, апатично сидели в углу клетки.

Если изоляция продолжалась достаточно долго, некоторые обезьянки гибли, а выжившие утрачивали способность к формированию нормальных отношений с матерью и другими обезьянками.

При этом снижалась их способность к обучению, в поведении возникали неспровоцированные агрессивные реакции.

Интересно, что весь этот синдром изоляции развивался даже в тех случаях, когда обезьянка могла постоянно видеть мать через стеклянную стенку клетки, но была лишена телесного контакта с ней.

Проведенное исследование убедительно показывает, какое большое значение для формирования психики и поведения ребенка имеет эмоциональный и чувственный контакт с матерью. Поэтому одной из основных семейных ценностей является  родительско – воспитательная. Не садик, не школа воспитывают детей, а родители с первых дней появления их на свет.

Чуть позже, когда ребенок делает первые шаги, появляются и первые правила: что можно, а что нельзя. И только от родителей зависит насколько эти правила разумны.

Дома дети должны получить все самые важные уроки: любви, добра, красоты, трудолюбия… Родителям нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок отправится в жизнь именно с теми ценностями и установками, которые получил в детстве.

 

Тип отношений между родителями и детьми существенно влияет на становление характера и особенности поведения ребенка.

 

1.     Поддерживающее, разрешающее поведение. Мать побуждает ребенка к активности, поддерживает его высказываниями, старается сотрудничать с ним наравне.

2.     Приспособление к потребностям ребенка. Мать не уступает ребенку, навязывает  свое решение, проявляет напряженность при общении с ним.

3.     Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. Мать осуществляет жесткий контроль, особенно за навыками опрятности, часто одергивая ребенка. При таком стиле общения нет теплоты и эмоциональной спонтанности.

4.     Непоследовательное поведение. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, не понимает его, совершая при этом частые ошибки в воспитании, формируя при этом в ребенке чувство неуверенности.

 

В ходе взаимодействия с родителями ребенок усваивает  определенные социальные нормы и ценности. Эти приобретения влияют на все сферы его жизни: его устремления и планы, выбор друзей, профессии, построения карьеры, его взгляды на собственную семью. Таким образом, родители передают подрастающему поколению некую модель, которая является точкой отсчета в новом жизненном цикле человека.

 

Лев Толстой уже в преклонном возрасте писал: «От пятилетнего до меня — один шаг, а от новорожденного до пятилетнего целое расстояние».