Меню сайта

 

«Готовимся к школе вместе»

 

Подготовила воспитатель

1 категории: Пестова Г.В. 2013 г.

1.     О формировании самостоятельности

Наши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в саду Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребёнка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый раз!…» Эти строки из стихотворения А.Барто хорошо известны всем нам. Как встретится ребёнок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование  стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый  этап жизни.

         Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребёнка желания много узнать и многому научиться, воспитанию в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

         Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения  (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права. Обязанности, отношения) основаны на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности.  Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает,  что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка. Новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка  в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже их самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности  для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затрудняется.

 Прошу вас ознакомиться с содержанием памятки

Памятка для родителей

«Как воспитывать у ребёнка самостоятельность»

·        Постоянно обогащать знания и умения детей.

·        Создавать условия, побуждающие ребёнка активно использовать имеющиеся знания и навыки.

·        Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.

·        Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).

·        Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

·        Ориентировать ребёнка на получение хорошего результата.

·        Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.

·        Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.  

2.     О психологической готовности к школе

         Как правило, большинство родителей считает, что для школы надо иметь хорошее здоровье, умение читать, писать, считать, иметь сформированные навыки самообслуживания и хорошую память.

         На самом же деле психологическая готовность к обучению в школе  является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и в семье.

         Первым условием успешного обучения  в начальной школе являются наличие у ребёнка соответствующих мотивов, отношение к обучению как к важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки , перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует  положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться  фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребёнок должен принять для себя новую социально-значимую позицию – позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения.

         Что бы ребёнок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определённый уровень зрелости тех функций, которые специалисты  называют «школьно-значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребёнка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности – организация деятельности или умение произвольно управлять собой, т.е. ВОЛЕВАЯ  ГОТОВНОСТЬ к школе. К моменту поступления ребёнка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия – умения поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

         Важным показателем готовности к школе является ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ. Долгое время под интеллектуальным развитием ребёнка понимали наличие определённых умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный  уровень развития  высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи

         СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает сформированность у ребёнка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но так же очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живёт ребёнок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребёнка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

         Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребёнка:

    -мотивационная готовность

    -волевая готовность

    -интеллектуальная готовность

    -социальная готовность

Бывает, что ребёнок боится школы.  Что же предпринять?

Ознакомьтесь с текстом памятки.

Памятка для родителей   «Как преодолеть страх перед школой»

Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребёнок не хочет идти в школу, поскольку панически её боится. Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, что бы не допустить подобного.

1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.

2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3. Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

6. Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

3.     Роль игры при подготовке ребёнка к школе

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание чего-то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок примеряет на себя роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит , для того, что бы научить ребёнка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, что бы научить  читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребёнок начнёт писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не даёт для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной! Ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама  или папа, оторвавшись от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете, клиентом в парикмахерской.

         Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость.  Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить  взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры  можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, – пишет Б.В. Никитин. Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нём ваш ребёнок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь»

         Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть всё, что необходимо для полноценного развития ребёнка. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребёнком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребёнку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки , найти одинаковые предметы и т.п.); что бы её решить, необходимо выполнить определённые действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребёнка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками. Играя дома надо помнить об условиях, которые надо соблюдать.

   Ознакомьтесь с памяткой.

Памятка   «Условия для совместной игры с ребёнком дома»

1. Чётко и выразительно разъяснять ребёнку задачу и правила игры.

2. Заниматься в игре позицию равноправного партнёра. Сопереживать играющему, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребёнка.

3. Во время игры давать ребёнку возможность быть в роли как участника, так и ведущего.

4. Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменениями игрового содержания.

5. Обязательно поощрить победителя-ребёнка.

4. Весёлые диктанты

   Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Ознакомьтесь с содержанием памятки.

  Памятка «Подготовка к письму»

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

·        мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

·        пространственной ориентации, в частности , на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева-направо, сверху-вниз, вперёд-назад и т.д.);

·        чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

·        изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а так же с помощью графических упражнений.

Это прежде всего все виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров. При этом ребёнок практически осваивает изображение различных элементов узора, приёмы расположения элементов на плоскости, учится правильно определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.

         Положительное влияние на подготовку  руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребёнка на то, что бы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

         Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой.  Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между линиями. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображениями предметов.

    Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.